onewaytravel (onewaytravel) wrote,
onewaytravel
onewaytravel

Categories:

Часть 3. Жыгылган - Тамшалы - Актау - Узбекистан

Еле вырвавшись от гостеприимных смотрителей у мечети Султан-Эпе, накормивших нас вкуснейшим обедом, мы направились к самому удивительному и красивому месту на Мангышлаке - мысу Жыгылган.

Жыгылган



Когда-то огромный кусок известнякового панциря Тупкараганского плато выдавил из под себя мягкую глинисто-песчаную подушку и опустился, растрескавшись на блоки размером с дом.

Жыгылган


Если внимательно посмотреть на спутниковые снимки этого района, можно заметить, что подобные катастрофы происходили здесь и раньше. Жыгылган - наиболее молодая из них и от того наименее подвергшаяся эрозии.

Жыгылган


Здесь можно найти следы животных, живших 10-15 млн. лет назад. Или укрытия бандитов XIV-XV веков, с до сих пор торчащими из стен крюками для привязи лошадей, из которых они грабили проходившие мимо караваны.

Жыгылган


Сейчас здесь есть прокатанная джиперами дорожка и база браконьеров на берегу. Конечно же мы не могли отказать себе в удовольствии покататься между скальных глыб ;)

Выбравшись наверх, мы направились к последнему пункту программы на сегодняшний день - источнику Тамшалы

Тамшалы


Сам источник не является классическим родником, который мы привыкли видеть, - это целый водоносный пласт, выходящий на поверхность на одном из обрывов.

Тамшалы


Вода солоноватая, на вкус не очень приятная, но она образует цепочку довольно больших водоемов, вокруг которых сформировалась своя экосистема.

Тамшалы


К сожалению, все впечатление от этого оазиса испортили горы мусора вокруг и по берегам - приехать сюда можно на легковушке. Вся стена самого источника исписана в стиле “Зема и Саша были тут”. Но несмотря на поток отдыхающих, на первом озере живут вот такие красавцы:

Тамшалы


День подходил к концу и нужно было двигаться дальше. Уже затемно добрались до Актау - центрального города в этом регионе.

5 мая
Утром бодро пробежались по автосервисам и магазинам запчастей, договорились про ремонт и пока ждали машину прогулялись по городу. Чайки на набережной:

Актау



Актау


Красивый и аккуратный город. Вот только весь Казахстан кажется соревнуется “у кого больше?”. Лежачий полицейский в смысле.. То есть сама неровность на дороге ничего необычного из себя не представляет, а водитель видимо должен испугаться знака.

Актау


После ремонта решили не задерживаться и наверстать потраченное время. Проехали по одной из самых глубоких впадин в мире - Карагие.

Карагие


Мимо нефтяных полей у поселка Жанаозен

Жанаозен


И встали на ночь где-то в степи.

6 мая
Ночью была веселая гроза, а утром мелкий дождик. “Кажется приехали..” - подумал я. Дело в том, что проезжаемость дорог в этом районе очень сильно зависит от их состояния и в частности сухости.




Часто в степи встречаются такыры - плоские ровные котловины небольшой глубины, в которых в сезон образуются мелкие озера. После высыхания таких озер остается глинистое дно, покрытое коркой. Если такыр просох хорошо - ехать по нему одно удовольствие, хоть 100 км/ч. А вот если вчера прошел дождь...




Глина, напоминающая пластилин замешанный на клее, мгновенно забивает протектор. На днище, в арках, под бамперами - мы начинаем везти лишнюю сотню килограмм.




Преодоление подъемов становится ну очень веселым.. в одном месте, при въезде на какой-то из уступов плато, пришлось даже включить блокировку с понижайкой и загадать желание. Потому что если не... - пришлось бы снова ехать через такыр и наворачивать километров 200 в объезд. Зато с Чинка открылся редкий вид, не часто здесь бывает дождь.




Въехав на Чинк уперлись в почти построенную дорогу до Бекет-Аты, самой известной подземной мечети. На самом деле я не планирвал в нее заезжать и даже не взял координаты, так что получился сюрприз ;)




Вниз спускаться не стали - слишком далеко и долго. Популярность этого места заставила местные власти взяться за его реставрацию всерьез. Рабочие, техника, электричество, вновь уложенная брусчатка и обновленные мозаики - не та атмосфера, которую нам хотелось бы ощутить.

После Бекет-Аты новая дорога кончается и мы уходим по грунтовкам в направлении Бейнеу. На удивление скорость удается держать чуть ли не больше, чем на первом грейдере. В Бейнеу заправляемся под горлышко - впереди большой перегон без возможности найти дизельное топливо, и отмываем килограммы глины, успевшей застыть до состояния цемента. Не доезжая до границы, сворачиваем с дороги на поспать. К границе решили приехать часа в 3 ночи.

7 мая
План можно считать удавшимся, подъехав к границе, мы продолжили спать в очередях. Из Казахстана нас выпустили довольно быстро и цивилизованно - новый терминал, никакой суеты. А вот КПП Узбекистана - просто песня. Толпа орущих узбеков, около ворот “главный” со “списком”. Без знания узбекского объясняться не очень удобно. Мы были 18ми, довольно быстро список перерос за 60. Пограничники обрабатывают по несколько машин в час, так что через 3-4 часа мы въехали на территорию. Чуть более подробный досмотр, заполняем обязательство на обратный вывоз ТС, и мы в Узбекистане.

Наш путь лежит в сторону Аральского моря, к поселку Комсомольск-на-Устюрте. Поселок практически мертвый, кругом на несколько километров валяется металлолом - рядом газопровод. Поднимается пыльная буря, мы подъезжаем к Восточному Чинку. Фотографировать невозможно, встав на краю обрыва на потоке ветра можно лежать.
Внизу ветра поменьше, сегодня мы будем ночевать на дне уже не древнего, а вполне себе современного моря...





продолжение следует...

Понравился пост? Поделитесь с другими!
Tags: article, kazakhstan, Казахстан, репортаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments